Айтматов, Ч. Т. Первый учитель // Повести / Ч.Т. Айтматов. – Москва : Худ.лит., 1988. - С. 137-183.
«Первый учитель» – светлая и добрая книга о человеке с большим сердцем. Книга написана от имени обычной киргизской девочки-сироты Алтынай. Тяжелые и безрадостные дни сменяли друг друга, пока в аиле не появилась школа. Девочка с жадностью впитывала каждое слово учителя Дюйшена, считая его самым умным на свете. Учитель был настоящим лучом света для детей, он относился к ним с теплом, добротой и любовью, вкладывая душу в каждый урок. Он старался подбодрить помочь каждому ребенку, иногда даже рискуя собственной жизнью. Хотя повесть и была написана более полувека назад, читая ее, понимаешь: именно таким должен быть учитель – мудрым, добрым, самоотверженным и бесконечно любящим детей.
Васильев Б.В. Завтра была война: повести и рассказы / Б. Васильев. – Москва : Сов. писатель, 1986. – 512 с.
В романе «Завтра была война» автор вводит читателя в мир своих воспоминаний о юности, знакомит со своими бывшими одноклассниками и учителями. Подлинным учителем, старшим другом, наставником на всю дальнейшую жизнь стал для учащихся 9 «б» класса директор школы и учитель географии Николай Григорьевич Ромахин. Он жил делами и заботами своих учеников.
Казакова, М. Н. Трудно с тобой, Андрей: повесть / М. Н. Казакова. - Тула : Приок. кн. изд-во, 1973. - 224 с.
Книга тульской писательницы рассказывает о школе, учителях, учениках выпускного класса. Трудного ученика готовы исключить из школы, но молодая учительница просит дать ей возможность попытаться подобрать к нему ключик. Ее искренняя заинтересованность, доброжелательность, умение признавать свои ошибки и учитывать мнение подростков приводит к тому, что Андрей изменил свое отношение к жизни.
Лиханов, А. А. Благие намерения : повести / А. А. Лиханов. – Москва : Мол. гвардия, 1981. – 560 с. – (Б-ка юношества).
Молодая выпускница пединститута Надежда уезжает по распределению в северный город и получает должность воспитателя в школе. Ее подопечными становятся сироты-первоклассники. Узнав детские печали и заботы, Надежда, жертвуя личным счастьем и благополучием, даёт себе обещание - сделать их жизнь более радостной и счастливой. Но многие ли оценят эту жертву?
Макаренко, А. С Педагогическая поэма / А. С. Макаренко. – Москва : Худ. лит., 1987. – 624 с.
"Педагогическая поэма" - автобиографическое повествование, в котором Антон Семенович рассказывает о долгих годах работы в колонии для малолетних правонарушителей в 20-е годы XX века. Автор подробно описывает, с какими трудностями ему пришлось столкнуться при попытках перевоспитать подростков, на которых как государство и общество давно махнули рукой. Макаренко подробно описывает быт в колонии, характер воспитанников, взаимоотношения детей и педагогов; размышляет о порочных моментах в воспитании, и, шаг за шагом, методом проб и ошибок, пытается разработать собственную работающую педагогическую систему.
Тендряков В. Ф. Ночь после выпуска : повесть // Шестьдесят свечей / В. Ф. Тендряков. – Москва : Известия, 1985. – С. 511-585.
Небольшая повесть рассказывает о школьном выпускном вечере, когда вручение аттестатов, открывающее множество заманчивых дорог, становится прологом к долгому и трудному разговору, одновременно ведущемуся в двух совершенно разных местах и разными людьми: в учительской учителями и в парке вчерашними школьниками, а ныне выпускниками.