жирицкий

ЖИРИЦКИЙ Георгий Сергеевич 
(26.09.1893 - 04.06.1966)
специалист в области теплотехники и турбостроения; один из пионеров отечественного авиационного и ракетного жидкостного двигателестроения

 

Георгий Сергеевич Жирицкий родился 26 сентября 1893 г. в селе Крапивна, в семье лесничего. Родители его вскоре разошлись; Георгия воспитывала мать, работавшая счетоводом в Киевской казённой палате, а затем — в Киевской городской управе. Уже с 14 лет Георгий самостоятельно зарабатывал, давая уроки

В 1911 году Георгий Жирицкий с золотой медалью окончил гимназию и в том же году поступил на механический факультет Киевского политезхнического института, который окончил в 1915 году. Дипломный проект, разработанный Жирицким, был признан лучшим и отмечен денежной премией; через год последовала публикация его первой научной статьи.

С 1915 году работал на заводе «Наваль» в Николаеве. В 1918 году Г. С. Жирицкий был избран по конкурсу преподавателем Киевского политехнического института; он переехал в Киев и приступил к работе на кафедре Паровых котлов. Совмещая работу инженера на заводе «Физиохимик» с педагогической деятельностью в институте, он преподаёт технические науки. В 1925 году Наркомпрос Украины утверждает 32-летнего Жирицкого профессором по паровым двигателям, а в следующем году его назначают деканом механического факультета и заведующим кафедрой Паровых машин. В 1925 году вышла из печати монография Г. С. Жирицкого «Паровые машины», выдержавшая шесть изданий. В 1927 году им был издан первый в СССР учебник по паровым турбинам с систематическим изложением теории и конструкций таких турбин. В 1926 и 1927 годах Жирицкий в ходе научных командировок в Германию ознакомился с практикой немецкого турбостроения.

В 1929 году Г. С. Жирицкий участвовал в конкурсе на должность заведующего кафедрой Паровых турбин Московского Высшего технического Училища (МВТУ). После избрания он переехал в Москву и в 1929-1930 учебном году работал в этой должности, читая курс паровых турбин.

Летом 1930 года в ходе кампании по разукрупнению московских вузов МВТУ разделили на пять самостоятельных училищ.  Г. С. Жирицкий перешёл на работу в Московский Энергетический Институт. В новообразованном МЭИ Г. С. Жирицкий стал первым заведующим (1930-1937 гг.) кафедрой паротурбинных установок, организованной под его руководством. В 1931 году он создал при этой кафедре лабораторию паровых турбин. Кафедра стала кузницей специалистов по турбинам в СССР.

В 1932 году все теплотехнические специальности в МЭИ  были объединены в Теплотехнический факультет (ТТФ). Первым деканом ТТФ был назначен Г. С. Жирицкий, который оставался на этом посту до 1936 года и вложил немало трудов в организацию учебной и научной работы на факультете. В 1933 году ВАК утвердил Жирицкого в учёном звании профессора, а в 1937 году ему без защиты диссертации присвоили учёную степень доктора технических наук  на основании ранее опубликованных научных работ (его книги по паровым машинам и по паровым турбинам надолго стали для студентов энергомашиностроительных и теплотехнических специальностей основными учебниками).

Научная, педагогическая и организаторская деятельность Г. С. Жирицкого в МЭИ закончилась в 1937 году — после его необоснованного ареста по обвинению в промышленном шпионаже. До 1939 года, пока велось следствие, Г. С. Жирицкого держали в ростовской тюрьме, в одной камере с уголовниками. От расправы его спасло хорошее знание художественной литературы: своим сокамерникам он ежедневно пересказывал по памяти приключенческие романы Фенимора Купера, Майн Рида и других писателей.

В 1939 году был переведён в Москву, где, отбывая заключение, работал в конструкторской группе 4-го Спецотдела НКВД (так называемой «шарашке») при Тушинском авиамоторостроительном заводе № 82 НКАП,  которая  занималась конструированием авиационных двигателей. В Тушинской шарашке Жирицкий познакомился и подружился  с профессором Б.С. Стечкиным, который увлёк Жирицкого проектированием приводного центробежного нагнетателя] для многовального авиационного дизельного двигателя, и Жирицкий,  быстро стал отличным специалистом по газовым процессам; этой переквалификации способствовали его высокий уровень математической подготовки и незаурядные конструкторские навыки. 

Осенью 1941 года часть работников Тушинской шарашки, включая и Г. С. Жирицкого, была перебазирована в Казань. Жирицкий был назначен заместителем главного конструктора по созданию самолётного жидкостного ракетного двигателя РД-1. В ноябре 1942 г. в эту же группу КБ был зачислен С.П. Королев.

 Работы по созданию РД-1 были признаны успешными, и 27 июля 1944 года Президиум Врховного Совета СССР принял решение о досрочном освобождении со снятием судимости заключённых, работавших над его созданием, в числе других был освобожден и Г.С. Жирицкий.

Осенью 1944 года профессор Г. С. Жирицкий возвращается к педагогической деятельности: одновременно с работой ОКБ-РД над перспективными образцами реактивных двигателей он преподаёт в Казанском авиационном институте (КАИ). 

Упорный труд работников ОКБ-РД в годы Великой Отечественной войны был отмечен государственной наградой. В сентябре 1945 года за образцовое выполнение заданий правительства в области конструирования и создания новой техники была награждена большая группа конструкторов авиационной промышленности. Жирицки, получил орден "Знак Почета".

В 1947 году профессор Г.С. Жирицкий создал в КАИ кафедру Турбомашин, которую возглавлял в течение 18 лет - до 1965 года. Кафедра специализировалась на лопаточных машинах, и прежде всего - на турбомашинах авиационно-ракетных двигателей

 В 1948 году была опубликована монография Г. С. Жирицкого «Газовые турбины», где ему удалось впервые с исчерпывающей полнотой изложить курс проектирования высокотемпературных газовых турбин, включающий методики тепловых и газодинамических расчётов, инженерные методы расчёта на прочность и описания конструкции лопаток, дисков и других деталей турбин. Особую важность для дальнейшего развития транспортного и авиационного газотурбостроения имели разделы монографии, относившиеся к методике проектирования и расчётам систем охлаждения газовых турбин.

Длительное время Г. С. Жирицкий был главным редактором журнала «Авиационная техника». 

В 1965 году Г. С. Жирицкий тяжело заболел: в результате инсульта у него была потеряна речь и парализована правая рука. Однако он научился писать левой рукой и незадолго до смерти практически закончил работу над рукописью своей последней книги.

Скончался Георгий Сергеевич Жирицкий в Казани 4 июня 1966 года.

Комиссия АН СССР по наименованию образований на обратной стороне Луны присвоила имя Г. С. Жирицкого кратеру диаметром 33,36 км; в 1970 году название было утверждено Международным астрономическим союзом. 


 

Литература:

Жирицкий Георгий Сергеевич // Большая Советская Энциклопедия. В 30 т. Т. 9: Евклид-Ибсен. – Москва : Сов. Энциклопедия, 1972. – С. 221.

Труды Г. С. Жирицкого:

 
Жирицкий, Г. С. Паровые машины  / Г. С. Жирицкий. - Киев: Изд-во Исполбюро Пролетстуда КПИ, 1925. - 434 с.
Жирицкий, Г. С. Паровые турбины  / Г. С. Жирицкий. - Киев: Изд-во Исполбюро КПИ, 1927. - 387 с.
Жирицкий, Г. С. Газовые турбины  / Г. С. Жирицкий. - Москва: Госэнергоиздат, 1948. - 504 с.
Жирицкий, Г. С. Авиационные газовые турбины  / Г. С. Жирицкий. - Москва: Оборонгиз, 1950. - 512 с.
Жирицкий, Г. С. Конструкция и расчёт на прочность деталей паровых и газовых турбин / Г. С. Жирицкий, В. А. Стрункин. - Москва: Машиностроение, 1968. - 520 с.
Жирицкий, Г. С. Газовые турбины двигателей летательных аппаратов / Г. С. Жирицкий, В. И. Локай, М. К. Максутова, В. А. Стрункин. Москва: Машиностроение, 1971. - 620 с.