Почетные граждане г.Щекино и Щекинского района

Герасимов Сергей Аполлинариевич – (1906-1985);

"Почетный гражданин Щекинского района" (13.11.1983).

Герасимов Сергей Аполлинариевич

Герасимов Сергей Аполлинариевич (21.05.1906-28.11.1985), coветский режиссер, сценарист. Народный артист СССР (1948). Академик АПН СССР (1978). Герой Социалистического труда Труда (1974). Доктор искусствоведения (1967). Член КПСС с 1943. Учился в Ленинградском художественном училище. В 1928 окончил Ленинградский институт сценического искусства. В кино с 1924 как актер мастерской ФЭКС (Фабрика эксцентрического актера). Снимался в фильмах Г.М.Козинцева и Л.3.Трауберга - Шпик («Мишки против Юденича», 1925), Человек-вопрос («Чертово колесо») и Чиновник («Шинель») - обе 1926, Медокс(«С. В. Д.», 1927), Журналист («Новый Вавилон», 1929), Председатель сельсовета («Одна», 1931), а также в фильмах режиссеров Ф.М.Эрмлера - Меньшевик («Обломок империи», 1929), В.И.Пудовкина - 2-й бонза («Дезертир», 1933), и др. В дальнейшем, не оставляя актерской работы, Герасимов занимался преимущественно режиссурой, во многих фильмах выступая и как сценарист.

Первые режиссерские работы - «Двадцать два несчастья» (1930, с С.И.Бартеневым), «Сердце Соломона» (1932), «Люблю ли тебя» (1934). Значит, работой Герасимов в предвоенном кино был фильм «Учитель» (1939, Государственная премия СССР, 1941). Высокой актерской и режиссерской культурой отличался фильм «Маскарад» (1941).

В годы Великой Отечеств, войны Герасимов принимал участие в съемках «Боевого к/сб.№ 1» (1941), постановке фильма «Непобедимые» (1943, с М.К.Калатозовым) и «Большая Земля» (1944). В 1944-46 Герасимов возглавлял ЦСДФ. В 1944 вернулся к педагогической деятельности. В форме своеобразного киноспектакля Герасимов осуществил со своими учениками постановку романа А.А.Фадеева «Молодая гвардия» (Театр-студия киноактера), на основе которого поставил в 1948 одноименный фильм (Государственная премия СССР, 1949). В 1957-58 Герасимов поставил одно из самых значительных своих произведений - фильм «Тихий Дон» (по М. А. Шолохову).

Нравственной проблематике режиссер по-святил фильмы «У озера» (1970, премия Международного кинофестиваля в Карлови-Вари; Государственная премия СССР, 1971), «Любить человека» (1973, главная премия В.кинофестиваля), «Дочки - матери» (1975). В 1976 экранизиронал для ТВ «Красное и черное» Стендаля (в прокате 1977). В 1981 Герасимов по роману А.Н.Толстого «Петр I» создал фильм «Юность Петра» и «В начале славных дел» (специальная премия В.кинофестиваля). В 1984 поставил фильм «Лев Толстой» (роль Л.Толстого; главная премия международного кинофестиваля в Карлови-Вари). Творческую деятельность режиссера, актера и сценариста Герасимов совмещал с большой педагогической работой во ВГИКе, где он вел объединенную режиссерскую и актерскую мастерскую (профессор с 1946). Среди его учеников режиссеры и актеры: С.Ф.Бондарчук, Л.А.Кулиджанов, Т.М.Лиознова, И.В.Макарова, Н.В.Мордюкова, Н.Н.Рыбников, Н.Н.Губенко, Л.М.Гурченко, 3.М.Кириенко, С.П.Никоненко, Н.Н.Еременко.

Художественный руководитель творческого объединения к/ст им. Горького. Депутат Верховного Совета СССР 3-4-го созывов. С 1965 секретарь правления СК СССР. Ленинская премия (1984). Премия Ленинского комсомола (1970).

- Кино: Энцикл.слов./Гл.ред.
С.И.Юткевич. –М.,1986. – С.93.

Присвоено звание «Почетного гражданина Щекинского района» в 1983 году решением исполкома Щекинского городского Совета народных депутатов от 13 сентября 1983 г.

- Основание: ф. №1, д. №995, л. 131.

Литература:

Герасимов Сергей Аполлинариевич //БСЭ. - 3-е изд. - М.,1971.- Т.6. - С.346.

ГEРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич, 21. 5(3. 6). 1906. Екатеринбург, ныне Свердловск], советский кинорежиссёр, актёр, кинодраматург, кинотеоретик, нар. арт. СССР (1948), доктор искуссгвоведення (1967). Чл. КПСС с 1943. В 1928 окончил Ленинградский институт сценического искусства. Работу в кино начал в 1924 как актёр мастерской ФЭКС (Фабрика эксцентрич. актёра). Режиссёрское мастерство Г. впервые ярко проявилось в фильмах «Семеро смелых» (1936), «Комсомольск» (1938), «Учитель» (1939), в к-рых осн. внимание сосредоточено на художеств. исследовании духовного мира сов. молодёжи, воспитанной социалистич. обществом. Г. показал подлинную героику, высокую красоту и поэзию повседневного творческого, созидательного труда сов. людей. Отталкиваясь от опыта художеств, прозы, используя её законы в своём творчестве, режиссёр особенно тяготеет к форме киноромана. Уже в первых своих фильмах Г. выступил последовательным режиссёром-педагогом, большое внимание уделяющим работе с актёрами.

В 1941 к 100-летию со дня смерти М. Ю. Лермонтова Г. поставил фильм «Маскарад» (по одноимённой драме; играл роль Неизвестного). В этом фильме, полемизируя с традиционной мелодраматич. трактовкой пьесы, режиссёр с большой эмоциональной силой показал трагедию незаурядной личности в обстановке самодержавной России 19 в., подчеркнул социально-критич. сторону драмы. В годы Великой Отечеств, войны Г. был зам. пред. Комитета кинематографии по воен. хронике и директором Центр, студии документальных фильмов. Создал фильмы «Непобедимые» (1943, совм. с М. К. Калатозовым) и «Большая земля» (1944). В фильме «Молодая гвардия» (1948, по роману А. А. Фадеева) режиссёр сочетал эпич. широту с глубоким проникновением в психологию персонажей. Героич. пафос, яркие образы молодогвардейцев, вдохновенно переданная патриотич. атмосфера борьбы против фашизма сделали фильм одним из выдающихся произв. киноискусства. Крупным явлением в развитии сов. кино стал фильм «Тихий Дон» (1957-58, по роману М. А. Шолохова). Образы героев выдающегося сов. романа раскрыты режиссёром в сложности и богатстве их социальной и психология, характеристики. В 1962 поставил фильм «Люди и звери» (играл роль Львова-Щербацкого), затем фильмы «Журналист» (1967) и «У озера» (1970) . Эти три картины объединены стремлением отразить современную жизнь, в них ставятся проблемы, возникшие в послевоенном мире, фильмы показывают рост нравственной взыскательности героев. Г. - автор сценариев почти всех своих фильмов. С 1931 Г. ведёт пед. работу во ВГИКе, руководит объединённой актёрско-режиссёрской мастерской (с 1946 - профессор). Деп. Верх. Совета СССР 3-4-го созывов. Деп. Верх. Совета РСФСР 7-8-го созывов. Чл. Президиума Сов. комитета защиты мира. Гос. пр. СССР (1941, 1949, 1951). Награждён 2 орденами Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Комсомольск, в кн.: Книга сценариев, М., 1938; Учитель, в сб.: Учитель, Л., 1940; Лицо советского киноактёра, М., 1935; Жизнь, фильмы, споры, М., 1971.

Лит..: Ф р е й л и х С., Искусство кинорежиссёра, М., 1954; В о л я н с к а я 11., На уроках режиссуры С.А.Герасимова. М.,1965.

zvezdochka

Герасимов Сергей Аполлинариевич // Кино: Энцикл.слов. / Гл.ред. С.И.Юткевич. - М.,1986. - С.93

ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич

Родился (21.05.1906-28.11.1985), coветский режиссёр, сценарист. Народный артист СССР (1948). Академик АПН СССР (1978). Герой Социалистического труда Труда (1974). Доктор искусствоведения (1967). Член КПСС с 1943. Учился в Ленинградском художественном училище. В 1928 окончил Ленинградский институт сценического искусства. В кино с 1924 как актер мастерской ФЭКС (Фабрика эксцентрического актёра). Снимался в фильмах Г. М. Козинцева и Л. 3. Трауберга - Шпик («Мишки против Юденича», 1925), Человек-вопрос («Чёртово колесо») и Чиновник («Шинель») - обе 1926, Медокс («С. В. Д.», 1927), Журналист («Новый Вавилон», 1929), Председатель сельсовета («Одна», 1931), а также в фильмах режиссеров Ф. М. Эрмлера - Меньшевик («Обломок империи», 1929), В. И. Пудовкина - 2-й бонза («Дезертир», 1933), и др. В дальнейшем, не оставляя актёрской работы, Г. занимался преимущественно режиссурой, во многих фильмах выступая и как сценарист.

Первые режиссерские работы - «Двадцать два несчастья» (1930, с С. И. Бартеневым), «Сердце Соломона» (1932), «Люблю ли тебя» (1934). Значит, работой Г. в предвоенном кино был фильм «Учитель» (1939, Государственная премия СССР, 1941). Высокой актёрской и режиссерской культурой отли¬чался фильм «Маскарад» (1941).

В годы Великой Отечеств, войны Г. принимал участие в съёмках «Боевого к/сб.№ 1» (1941), постановке фильма «Непобедимые» (1943, с М. К. Калатозовым) и «Большая Земля» (1944). В 1944-46 Г. возглавлял ЦСДФ. В 1944 вернулся к педагогической деятельности. В форме своеобразного киноспектакля Г. осуществил со своими учениками постановку романа А. А. Фадеева «Молодая гвардия» (Театр-студия киноактера), на основе которого поставил в 1948 одноименный фильм (Государственная премия СССР, 1949). В 1957-58 Г. поставил одно из самых значительных своих произведений - фильм «Тихий Дон» (по М. А. Шолохову).

Нравственной проблематике режиссёр посвятил фильмы « У озера » (1970, премия Международного кинофестиваля в Карлови-Вари; Государственная премия СССР, 1971), «Любить человека» (1973, главная премия В.кинофестиваля), «Дочки - матери» (1975). В 1976 экранизировал для ТВ «Красное и чёрное» Стендаля (в прокате 1977). В 1981 Г. по роману А. Н. Толстого «Пётр I» создал фильм «Юность Петра» и «В на-чале славных дел» (специальная премия В.кинофестиваля). В 1984 поставил фильм «Лев Толстой» (роль Л. Толстого; главная премия международного кинофестиваля в Карлови-Вари). Творческую деятельность режиссёра, актёра и сценариста Г. совмещал с большой педагогической работой во ВГИКе, где он вёл объединённую режиссерскую и актёрскую мастерскую (профессор с 1946). Среди его учеников режиссёры и актёры: С. Ф. Бондарчук, Л. А. Кулиджанов, Т. М. Лиознова, И. В. Макарова, Н. В. Мордюкова, Н. Н. Рыбников, Н. Н. Губенко, Л. М. Гурченко, 3. М. Кириенко,С.П. Никоненко, Н. Н. Ерёменко.

Художественный руководитель творческого объединения к/ст им. Горь кого. Депутат Верховного Совета СССР 3-4-го созывов. С 1965 секретарь правления СК СССР. Ленинская премия (1984). Премия Ленинского комсомола (1970).

zvezdochka

 

Артюх Л. Идут съемки фильма о Толстом / Л.Артюх // Знамя коммунизма. - 1983. - 18 авг.

В один из жарких августовских дней деревня Грумант преобразилась. На краю деревни выросли старые крестьянские избы под соломенными крышами, в центре - большая печь с закопченными чугунками, ряды деревянных столов, скамеек, деревянные миски и ложки.

Рядом - рельсы, по которым на тележке возят оператора с кинокамерой. Гримеры и парикмахеры тут же готовят к съемкам актеров и участников массовки. Костюмеры подбирают костюмы. Для сегодняшнего эпизода нужны крестьяне. Ведь снимается эпизод из кинокартины «Лев Толстой». Снимает ее кинорежиссер студии им. А. М. Горького С. А. Герасимов. А вот он и сам появляется на съемочной площадке. Кроме участников съемок, в деревне собрались отдыхающие и жители близлежащих деревень. Такие события бывают нечасто. И увидеть все своими глазами, может быть, один раз в жизни, всем интересно. Тем более, среди артистов есть и знакомые лица. Среди них самые юные - Юра и Денис Евдокимовы из Ясной Поляны. Они и в фильме - братья, а вот их мамой на время съемок стала актриса Людмила Зайцева. Одетая в крестьянскую одежду, она мало отличается от остальных, но ее узнают, и женщины от души говорят:

- Мы тебя любим, дочка, хорошо играешь.

- Спасибо, - улыбается актриса. Она помогает трехлетним «сыновьям» бодрыми словами: «Остановись, подтяни штаны, увидел меня, и беги ко мне». Потом шлепает их, сажает за стол и спешит накормить.

События, которые снимаются здесь, относятся к 1891-1812 годам, когда в России, был сильный голод. Лев Николаевич Толстой стремился хоть чем-то помочь крестьянам и организовывал для них столовые, причём не только в Тульской губернии, но и в Рязанской.

...После нескольких репетиций привезли суп, разлили в миски. Сергей Аполлинарьевич рассказал всем о задаче: несмотря на то, что все голодные, есть надо аккуратно, с осторожностью, сдержанно, как едят русские люди. Смотреть в миски и ни в коем случае не в камеру. Разъяснил, он задачи и актрисам, играющим роли дочерей Л. Н. Толстого: Татьяна - Марина Устименко, выпускница ВГИКа, ученица С А. Герасимова, Маша - Надежда Синявская, не профессиональная актриса. Дочери угощают «голодных»: разносят хлеб и суп. Команды «Свет» не было, так как солнце светило вовсю. Была команда «Тишина», а потом «Мотор». Сделали 4 дубля. В коротких перерывах гримеры поправляли парики, бороды.

Некоторые пожилые люди не выдерживали жары, устали, но терпели. Местные старики, глядя на все, что построено для съемок, говорили: «Работы много, работа большая». И, добавим, сложная, напряженная. Особенно трудно было работать с детишками. Когда, казалось бы, все было отработано младший - Дениска устал и не захотел больше бежать, тем более босиком по крапиве. Как все его уговаривали, просили, но безуспешно. Пришлось отработать все заново со старшим - Юрой. Он тоже устал, но выдержал до конца, только все спрашивал, когда его повезут домой.

Второй режиссер - Э. Синявский терпеливо брал его на руки, нёс на исходную позицию и весело говорил:

- Сейчас, еще разочек пройдем и поедем домой.

И вся съемочная группа, что бы ни случалось, проявляла выдержку, высокую культуру, тактичность, заинтересованность в общем деле. Не забудут встречу с профессиональными киноработниками и участники творческого объединения «Алые камни» Яснополянского РДК. Для них это урок мастерства и человечности. Все участники съемок с нетерпением ждут премьеры фильма, которая состоится осенью следующего года. Киногруппе предстоит снимать отдельные эпизоды в Гаспре, где лечился Л. Н. Толстой, в Чехословакии, в павильонах киностудии им. А. М. Горького, где выстроены комнаты и сделана мебель, точно такая жё, как и в Ясной Поляне. Всех кинозрителей наверняка ждет интересная картина, ведь делает ее большой мастер советского кино, народный артист СССР, профессор, Герой Социалистического Труда С. А. Герасимов. Он же снимается в главной роли - играет Л. Н. Толстого, а его жена - актриса Т. Ф. Макарова, профессор ВГИКа, народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, играет роль жены Л. Н. Толстого - Софьи Андреевны. Тамару Федоровну и Сергея Аполлинарьевича связывают не только семейные узы, но и огромный творческий путь. Кинозрители помнят их фильмы «Семеро смелых», «Учитель», «Маскарад», «Сельский врач», «Тихий Дон», «Люди и звери», «Журналист», «У озера», «Любить человека», «Дочки-матери», «Юность Петра» и другие. Уже много лет они возглавляют актерско-режиссерскую мастерскую во ВГИКе, передают свой творческий опыт молодым киноработникам, радуют нас своими новыми фильмами.

 

zvezdochka

Борисова С. Снимается фильм в Ясной Поляне / С.Борисова // Знамя коммунизма. - 1983. - 12 авг.

СЕГОДНЯ в одном из уголков парка «Клины» необычная для Ясной Поляны атмосфера - сюда не допускают экскурсии, здесь снимаются сцены из будущего фильма о Льве Толстом. Он так и будет называться «Лев Толстой». Снимает фильм известный советский режиссер, народный артист СССР Сергей Аполлинарьевич Герасимов, он же исполнитель роли Л. Н. Толстого.

Действительно, где снимать фильм о Толстом, как не в Ясной Поляне!

Мне посчастливилось встретиться и побеседовать с С. А. Герасимовым и исполнительницей роли Софьи Андреевны - народной артисткой СССР Тамарой Федоровной Макаровой.

- Сергей Аполлинарьевич, вы делаете фильм не по произведениям «Льва Толстого, а о нем самом. А ведь Толстой - это эпоха, это целый мир, это гений. Сложен, многогранен характер писателя. Что вы прежде всего хотите отразить в своем фильме - какие стороны личности писателя, какие стороны творчества?

- Действительно, Толстой - это целый мир, это делая эпоха.

Писатель предстанет в фильме во всем своем величии. И как живой, пытливый, мудрый художник слова. И как страстный, неуемный бунтарь, человек, неравнодушный к судьбам, простых людей, ко всему происходящему в мире, прежде к всего - к науке, литературе, искусству. Лев Толстой - это прежде всего нравственное начало, это совесть, это ответственность перед народом.

Фильм будет состоять из двух частей. Не стану пересказывать его содержание, скажу только, что перёд зрителем предстанет жизнь писателя со всеми острыми психологическими конфликтами. Фильм воспроизведет реальные события эпохи Толстого - российские и семейные, сквозь призму которых прослеживаются мысли, чаяния и надежды великого писателя, так или иначе связанные с жизнью народа.

- Вы, вероятно, не раз бывали в Ясной Поляне. Не находите ли вы каких-либо изменений со времени последнего вашего визита?

- Нет, Ясная Поляна все та же, какой и была при жизни самого писателя. В этом, несомненно, огромная заслуга всех работников музея Л. Н. Толстого. Мне бы очень хотелось поблагодарить всех его сотрудников, в частности, директора С. Г. Бунина, за помощь при подготовке к съемкам, за консультации.

—Сергей Аполлинарьевич, какую помощь вам оказывает местное население при съемках?

— Через весь фильм проходит тема народа, взаимоотношений Толстого с крестьянами. В таких массовых сценах, как «Сенокос», «Голод 1892 года», «Похороны» (эту сцену будем снимать осенью), местное население принимает активное участие.

Столь же обстоятельно и охотно ответила на заданные вопросы и Т. Ф. Макарова.

— Тамара Федоровна, что привлекает вас в роли Софьи Андреевны?

— Это для меня совершенно новая роль, не похожая на предыдущие. Согласитесь, быть женой гения - это весьма не просто, ведь на плечах этой, без сомнения, незаурядной женщины лежали не только дом и многочисленная семья, в которую она несла сердечность, неиссякаемый свет добра, культуру, но и требовавшее неустанной заботы обширное хозяйство Ясной Поляны, а также нелегкие заботы по изданию сочинений мужа.

Большое и важное место в фильме занимает роковой конфликт в семье писателя, омрачивший последние годы его жизни. В этом семейном разладе С. А. Толстая сыграла далеко не лучшую роль. Так что образ ее очень сложен и противоречив. Впереди - большая творческая работа. И то, что фильм снимается именно в Ясной Поляне с ее чудесной природой, - очень важно для нас.

Съемочная группа, состоящая из оператора С. Филиппова, директора фильма А. Кушлянского, администратора В. Зеленского, художника-постановщика А.Попова, художника-декоратора Б. Кузовкина и других сотрудников, работает с боль¬шим приливом энергии и подъемом. И нам остается пожелать кинематографистам успеха в этом благородном и очень нелегком труде.

zvezdochka

Терешкова З. Фильм о Толстом: Завершились съемки в Ясной Поляне / З.Терешкова // Знамя коммунизма.- 1983. - 26 окт. - С.3.

ВЕРЕНИЦА автобусов начинается далеко за деревней. Запружена машинами и площадь перед Домом культуры, и главная улица, и прилегающие переулки. Такого множества народа Ясная Поляна не помнит с того памятного ноябрьского дня в 1910 г., когда тысячи крестьян, рабочих, студентов пришли сюда проститься с великом писателем. «В этих похоронах не было внешнего блеска, - вспоминает очевидец. - Представьте себе мужицкие похороны, увеличенные до исполинских размеров».

...Лица низко опущены. Под руки ведут растерянную, подавленную женщину в черном - жену писателя. Поют «Вечную память». Над толпой - гроб. Венки, цветы, полотнища. На одном из них слова: «Дорогой Лев Николаевич! Память о твоем добре нё умрет среди нас, осиротевших крестьян Ясной Поляны». Процессия минует башни въезда...

На минуту делается жутко от правдоподобия всего, что видишь. И только усиленный громкоговорителем голос режиссера да стрекотание кино- камеры рассеивают впечатление. Мы находимся на околице деревни Ясная Поляна, где снимаются эпизоды фильма «Лев Толстой». Здесь выстроены башни въезда, «каменка». В массовке участвует 5 тыс. жителей Тулы и Щекинского района: рабочие предприятий, студенты, курсанты.

- Последний дубль! В аппарат никто не смотрит! Фонограмму!

...Утомлённые люди в костюмах крестьян, рабочих, интеллигенции начала века возвращаются к своим автобусам. Многие только сегодня поняли, как тяжело работа в кино.

А у С. А. Герасимова, рёжиссера-постановщика фильма и исполнителя главной роли, рабочий день еще не кончился. Но поговорить с ним все же удалось,

— Интерес кино к Толстому понятен. Все годы своего существования и наш, и зарубежный кинематограф обращался и обращается к творчеству гения. Почему не было до сих пор фильма о самом писателе? Творец всегда сложней и многогранней своих произведений, потому фильм о жизни его снять, пожалуй, трудней, чем экранизировать его произведения. Необходимость такого фильма я сознавал многие годы. И столь же страстно мечтал погрузиться в сложную работу по его постановке.

Ведь Толстой абсолютно современен. Нет лучшего, чем он, помощника в деле формирования мировоззрения молодого поколения. Опыт жизни, души Толстого - лучшего компаса не придумаешь. Вспомните его заветы. Он призывал: Посмотрите на себя! В вашей власти победить в себе злое начало. Если не сделать этого - злое начало разовьется…

Воспитать человека - вот основная задача после того, как создана в нашей стране могучая материально-техническая база. Мы хотим поставить фильм о душе, о личности, о чуде личности. Мы хотим, чтобы зритель думал, переживал вместе с Толстым, слушал его мысли.

Передо мной как перед актером стоит задача показать величие и простоту, противоречивость и вместе с тем цельность натуры Tолстоro, истину и заблуждения его миропонимания. Как сложна эта задача - не стоит говорить. А вот помогла мне... помогла любовь, многолетний, на протяжении всей жизни, интерес к Толстому. Меня волнуют мысли, волновавшие его. Мне близка толстовская мера отношения к человеку. Толстой - это я. Толстой - это каждый из нас. Мои слова не покажутся парадоксами любому человеку, знающему Толстого. Толстой для меня - это прежде всего совесть. Вначале мы так и хотели назвать фильм: «Совесть». Это будет двухсерийная лента. В последние годы жизни Толстого часто посещала бессонница. В эти часы он вспоминал, анализировал всю свою жизнь. Так построен сценарий. Писал его я на строго документальной основе.

К рассказу Сергея Аполлинарьевича остается добавить, что в роли молодого Толстого снимается артист театра им. Маяковского А. Самойлов, Черткова - известный артист А. Петренко, Гольденвайзера - Н. Еременко. В ролях дочерей писателя - ученицы мастерской Герасимова и Макаровой М. Устименко, Н. Синявская, Е. Васильева. Роль близкого друга, домашнего врача Толстых Душана Петровича Маковицкого исполнит актер из Чехословакии Б. Навротин. Фильм снимается совместно с чехословацкой студией Калиба, и в содружестве этом ничего удивительного нет, ведь Толстой - явление глубоко интер-национальное.

И, наконец, еще один образ – сложный, во многом трагический - Софья Андреевна Толстая. Как известно, бытует мнение о спутнице писателя как о женщине, отравившей ему жизнь, ставшей причиной его ухода, болезни и смерти. Как понимает свою героиню исполнительница роли Т. Ф. Макарова?

- Софья Андреевна - человек, глубоко преданный Толстому. Не думаю, чтобы с ее умом, образованностью, одаренностью она не могла понять мужа, разделить его взгляды. Она сознательно отстраняла от себя философию Толстого, потому что была хозяйкой большого, многолюдного дома, была матерью 13 детей, 9 из которых воспитала и которым не могла не помогать. Инстинкты матери брали верх. Софья Андреевна была огромная труженица. Дом, хозяйство, - все было на ней.

Стоит только пройти по яснополянскому дому, чтобы убедиться, какой труд вложила она в свое гнездо. Не говорю уже о помощи мужу в переписывании текстов, об издательских хлопотах. После изучения многочисленных воспоминаний, после осмысления психологии своей героини я поняла, что в семье Толстых было две правды. Правда мыслителя, философа, борца - и правда матери его детей.

Внешнего сходства с женой Толстого у меня нет, играю я без грима, так что в моем распоряжении только пластические методы перевоплощения. Роль эта для меня сложна и интересна своей абсолютной непохожестью на все, что сыграно мною в кино ранее. Я попала в реальные условия жизни своей героини, В яснополянском доме все дышит памятью о ней. Сцену после смерти Толстого («Господи, 48 лег прожито») снимали в доме. Никогда я не смогла бы сыграть ее так в павильоне.

Да, Ясная Поляна станет воистину полноправным героем фильма. Безусловно, можно было выстроить безукоризненные декорации, но какая-то трепетность, живая достоверность была бы утрачена.

Съемочная группа прощается с Ясной Поляной: предстоят съемки в Чехословакии, в Москве, Орджоникидзе. В нашем районе у нее остается много друзей: артисты встретились с коллективами многих предприятий и учебных заведений. Что ж, с нетерпением будем ждать выхода фильма на экраны (он запланирован на сентябрь 1984 г.) и приезда его создателей к нам на премьеру.

zvezdochka

end faq