Объявления

Приглашаем пенсионеров!

 

В читальном зале по четвергам с 15.00 до 17.00 проводятся бесплатные уроки начальной компьютерной грамотности.

 

Внимание!

 

Уважаемые жители! Просим Вас принять участие в IT-опросе об эффективности деятельности руководителей ОМСУ и муниципальных предприятий, который проводит правительство Тульской области.

Подробнее...

 

Новости

Щекинская Межпоселенческая центральная библиотека

Герои Советского Союза и Герои России

 

Леонов Иван Антоновичzvezda

 

Леонов Иван Антонович
род.01.02.1923г.
Герой России

 

Иван Антонович Леонов - единственный в мире лётчик (занесён в Книгу рекордов Гиннесса), в годы Великой Отечественной войны летавший на боевом самолёте без одной руки.

В 1943 году, при выполнении воздушной разведки и фотосъёмки расположения войск противника недалеко от города Орёл, самолёт лейтенанта Леонова был сбит, а сам пилот получил тяжелейшее ранение: вражеский снаряд раздробил ему плечевой сустав. Ивану Леонову было 20 лет. Военные медики спасли отважному лётчику жизнь, но левую руку, плечевой сустав и лопатку пришлось ампутировать.

Молодой офицер сумел при личной встрече убедить командующего 1-й Воздушной армией Михаила Громова в порядке исключения оставить его на лётной работе. Пилотируя «небесный тихоход» По-2, Леонов стал выполнять боевые задачи в качестве лётчика 33-й эскадрильи связи 1-й Воздушной армии: он вёл разведку, доставлял приказы, летал во вражеский тыл с грузами для партизан, совершив ещё 110 боевых вылетов…

* * *

Иван Леонов родился 1 февраля 1923 года в деревне Моговка Шаблыкинского района Орловской области. В 1938 году Иван Леонов окончил 7 классов Молодовской неполной средней школы и поступил в ФЗУ в городе Брянске. Одновременно учился в Брянском аэроклубе Осоавиахима. Окончив в 1940 году ФЗУ и аэроклуб, работал в депо Брянск-1, затем на заводе «Красный Профинтерн» города Бежица. В апреле 1941 года Иван Леонов поступил в Армавирскую школу пилотов истребительной авиации и, окончив её по ускоренному курсу, был направлен на Забайкальский фронт в 56-й истребительный авиационный полк, дислоцировавшийся в Монголии.

В 1942 году, переучившись на самолёт ЛаГГ-3 в Подмосковье, Леонов совершил 10 боевых вылетов.

За время войны Ивана Леонова трижды считали погибшим. Первый раз это случилось в апреле 1942 года под Москвой.

Вскоре И.А.Леонов был направлен в город Арзамас для переучивания на самолёт Ла-5. По окончании учёбы он прибыл в город Щигры на Орловско-Курской дуге. Сопровождая штурмовики Ил-2 и бомбардировщик Пе-2, Леонов совершил 50 боевых вылетов. За это время он записал на свой счёт 7 самолётов противника, в том числе 5, сбитых им лично, и 2 - в групповых боях. 15 июля 1943 года в воздушном бою он получил тяжёлое ранение.

Много месяцев провел Иван Леонов в госпитале, развилась газовая гангрена в руке, и её пришлось ампутировать по самое плечо. Снаряд, перебивший руку, раздробил бронеспинку сиденья пилота, осколки которой впились в плечо и пробили лёгкое. Четыре самых крупных врачам удалось извлечь, а 12 - до сих пор носит в себе фронтовик.

Месяцы, проведённые в госпитале, Леонов не терял даром. Он хотел летать, однако управлять самолётом без руки ещё не удавалось никому. Его направили на корректировочный пост 1-й Воздушной армии, которой командовал прославленный лётчик Михаил Громов. Однажды на пост прибыл сам командарм, и Иван попросился летать. Громов опешил: «Ты же однорукий!». Леонов отрезал: «Был бы двурукий, Вас не просил бы». Командарм обещал подумать. Через неделю Леонов отправился в штаб армии и снова повторил свою просьбу. В тот же день командарм распорядился выделить ему для тренировок самолёт По-2, а через 5 суток устроить экзамен. Ещё в госпитале Иван разработал несколько приспособлений для управления сектором газа без левой руки. В тот же день Леонов впервые взлетел после долгого перерыва. И началась боевая работа, правда, теперь уже на По-2 в 33-й эскадрилье связи 1-й Воздушной армии: доставка печати на передовую, перевозка раненых, воздушные рейсы в тыл врага к партизанам. Этот период боевой истории И.А.Леонова подробно описан в книге командующего 1-й Воздушной армией генерала М.М.Громова «На земле и в небе».

В конце 1944 года, возвращаясь из вражеского тыла на небольшой высоте, Леонов попал под обстрел вражеских автоматчиков и был ранен в ногу. Чувствуя, что теряет сознание, Иван посадил самолёт на поле сразу за передовой. Наши бойцы на танке отвезли лётчика в медсанбат. Потом снова был госпиталь.

В полку его какое-то время считали погибшим. Именно в те дни в дивизию пришла выписка из Указа Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Леонову звания Героя Советского Союза. И кто-то из штабистов на бумаге начертал резолюцию: «Награда не вручена в связи с гибелью». Однако всё это выяснилось лишь через полвека. Указом Президента Российской Федерации от 16 февраля 1995 года Ивану Антоновичу Леонову было присвоено звание Героя Российской Федерации.

После ранения в ногу Леонов выбыл из лётного состава. Его перевели на работу в штаб 900-го Оршанского истребительного авиационного полка.

В 1946 году он был демобилизован. Работал в системе «Трудовые резервы» воспитателем, директором ФЗО. В 1948 году ЦК ВЛКСМ направил И.А.Леонова на работу в Мценский, а затем Тельченский район Орловской области. Вернувшись в родные места, Леонов увлёкся мотоциклетным спортом и, несмотря на отсутствие руки, занимал призовые места на чемпионатах области по мотокроссу. Позднее стал судьей республиканской категории по этому виду спорта.

После переезда в город Бежицу И.А.Леонов снова работал в «Трудовых резервах» (1950 - 1966 годах). В 1959 году окончил Минский педагогический институт. С 14 декабря 1966 по 1 октября 1980 года работал в ДОСААФ преподавателем правил дорожного движения и устройства автомобиля. Впоследствии стал начальником областного автоклуба. В дальнейшем он вновь сменил местожительство, переехав в город Щекино, где преподавал в школе ДОСААФ. В последние годы преподавал в Тульском автотранспортном техникуме.

И.А.Леонов ведёт активную воспитательно-патриотическую работу с молодёжью, систематически выступает в институтах, школах, воинских частях, на предприятиях, в средствах массовой информации. Он - член Тульского областного и городского Совета ветеранов войны и труда Вооружённых Сил и правоохранительных органов.

Помимо двух своих дочерей Иван Антонович и его супруга Нина Васильевна воспитали ещё 5-х приемных детей, родители которых погибли на войне.

Герой Российской Федерации И.А.Леонов награждён орденами Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени, медалью «За отвагу», «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», многими другими медалями. Он - почётный гражданин Шаблыкинского района Орловской области, почётный член РОСТО. За уникальный подвиг и участие в боях на самолётах с одной рукой занесён в Книгу рекордов Гиннесса. Именем лётчика И.А.Леонова названы улицы в городе Орле и одном из посёлков в Шаблыкинском районе.

Иван Антонович Леонов - заядлый автолюбитель. Пишет книги воспоминаний, повести, рассказы, стихи. Увлекается пчеловодством и садоводством. Живёт в Туле. Является членом Союза писателей. Его перу принадлежат книга «Назван человеком из Легенды» (1998 - 1999) и сборник «Поэмы и стихи» (1999).

 

Литература:

 

 

- Леонов И.А. Назван человеком из легенды / И.А.Леонов. - 4-е изд., перераб. и доп. - Тула: Левша, 2006. - 296с.

- Леонов Иван Антонович // Тульский биогр. слов. - Тула, 1996. - Т.1. - С.316-317.

ЛЕОНОВ Иван Антонович (род. 1923, д. Моговка Орловской обл.), летчик-истребитель, старший лейтенант в отставке, Герой Российской Федерации.

Оставшись сиротой, воспитывался в детском доме. Окончил в Брянске школу ФЗУ, аэроклуб, Армавирскую военную авиационную школу. С 1942 г. на фронте, воевал в составе 195-го истребительного авиаполка 6-го истребительного авиакорпуса 16-й воздушной армии. Потеряв в бою 15 июля 1943г. левую руку, снова воевал, летая на специально переоборудованном самолете. Совершил 110 боевых вылетов. Награжден 3 орденами Красного Знамени. После войны - на преподавательской работе. Имея 2 детей, усыновил и воспитал 5 сирот. С 1981г. в Тульской обл. Работал преподавателем Щекинской автошколы ДОСААФ, колледжа в Туле. По ходатайству Тульского областного совета ветеранов войны и труда Указом Президента от 16 февраля 1995г. за подвиги в Великой Отечественной войне удостоен звания Героя Российской Федерации.

- Тульский биограф.слов. - Тула, 1996. - Т.1. - С.316-317.

zvezdochka

-  Леонов Иван Антонович // Туляки – участники Сталинградского и Курского сражений в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. - Тула, 2013. - С.62.

ЛЕОНОВ ИВАН АНТОНОВИЧ

Родился 1 февраля 1923 года в деревне Моговка Шаблыкинского района Орловской области. Окончил железнодорожное училище, работал помощником машиниста паровоза, слесарем на заводе «Красный Профинтерн». Окончил аэроклуб, Армавирскую военную авиационную школу.

В марте 1942 года сбил первый немецкий самолет. 15 июля 1943 года, при возвращении с передовой в свой 195-й истребительный авиаполк, во встречном бою сбил немецкий «фокке-вульф» но сам был сбит и тяжелораненый выпрыгнул из истребителя у станции Поныри на Курской дуге. В медсанбате ему ампутировали левую руку и признали негодным к полетам. Но он сам сделал дюралевый протез на левую руку и снова воевал, летая на По-2 в эскадрилье связи 1-й воздушно армии. Совершил 110 боевых вылетов, награжден тремя орденами Красного Знамени.

После войны работал директором трех детских домов, воспитал и обучил специальности более пятнадцати тысяч сирот, вместе с женой усыновил и воспитал пятерых детей.

С 1981 года проживал в Тульской области, работал преподавателем в Щекинской автошколе ДОСААФ. В 1995 году удостоен звания Героя Российской Федерации. Является Почетным гражданином города-героя Тулы, активным участником военно-патриотического воспитания молодежи. Его и присвоено средней школе № 70 Центрального района города Тулы. Отметив в этом году 90-летнии юбилей, Иван Антонович по-прежнему живет в городе-герое Туле.

Туляки – участники Сталинградского и Курского сражений в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. – Тула, 2013. – С.62.

zvezdochka

- Леонов Иван Антонович // Наши знаменитые земляки. - Щекино, 2003. - С.97-99.

Леонов
Иван Антонович
(1923 года рождения)

Леонов Иван Антонович родился в 1924 году в деревне Моговка Орловской области. Оставшись сиротой, воспитывался в детском доме. Окончил в Брянске школу ФЗУ, военную авиационную школу в Армавире. С 1942 года на фронте, воевал в составе 195-го истребительного авиаполка 6 истребительного авиакорпуса 16-й воздушной армии. Потеряв в бою 15 июля 1943 года левую руку, снова воевал, летая на специально переоборудованном самолете. Награжден 3 орденами Красного Знамени.

После войны - на преподавательской работе. Имея двух детей, усыновил и воспитывал 5 сирот. Несколько лет с 1981 года жил в Щекино. Работал преподавателем Щекинской автошколы ДОСААФ, колледжа в Туле.

По ходатайству Тульского областного совета ветеранов войны и труда Указом Президента от 16 февраля 1995 года за подвиги в Великой Отечественной войне Леонов И.А. удостоен звания Героя Российской Федерации.

В феврале 1984 года на встрече со студентами Щекинского химико-механического техникума в комнате боевой славы Леонов Иван Антонович делился своими воспоминаниями:

«Началась война. Мы были комсомольцы, настроены патриотически, стали сразу проситься на фронт. После окончания истребительной школы в Армавире нас отправили в глубокий тыл, в Забайкалье, на границу с Монголией. Мы обиделись, но потом поняли, что командование было право: нам надо было еще поучиться. И мы учились, летали, закаливались.

Когда немцы подошли к Москве, в составе сибирского 2-го истребительного полка нас направили к Москве. Летали, выполняли боевые задания.

Я - рядовой летчик, прославился не тем, что сбивал самолеты, а тем, что я единственный летчик в мире, который летал без руки.

После того, как немцы были разбиты под Москвой, я был направлен в Арзамас (под городом Горький), чтобы получить новые, более совершенные самолеты.

После этого направили на Курскую дугу, где готовилось крупное сражение. Я часто летал в разведку. На моем самолете стояла американская фотоаппаратура, очень совершенная.

На 112 боевом вылете меня сбили. Меня сопровождал командир эскадрильи - Шестак (после стал Героем Советского Союза), прикрывал меня. Я фотографировал линию железнодорожного полотна, передовую немцев. Фотографировать было сложно, но необходимо. Снимки с высоты 300 метров расшифровывали специалисты и видели, где находятся дзоты, доты. При съемках нельзя было менять курс ни на метр. Для зениток мой самолет был хорошей целью. Стреляли термитными-зажигательными снарядами.

Мы увидели звено «мессершмиттов». Командир предложил мне принять бой. Мы не должны были этого делать, у нас другое задание, но я не мог отказаться. Командир напал на ведущего, промахнулся, я сбил ведомого. Мы не договаривались с командиром: он сделал левый поворот, а я правый, мы оказались далеко друг от друга и на меня напали «мессеры» - по 2 слева и справа. Сначала разбили приборную доску, меня ранило. Я начал бросать самолет, боли не чувствовал, вижу, что рука висит, онемела. Решил прыгать методом срыва. Это как катапульта. Расстегнул парашют, открыл козырек, надо было сильно оттолкнуться ногой, но мне никак не удалось, скользил. С трудом дотянулся ногой, оттолкнулся и меня выбросило из самолета, как по инерции.

Когда меня спрашивают, что было самое трудное в войне, то я отвечаю - не растеряться в трудном положении. Если есть хоть полпроцента возможности, то надо его использовать.

Потом госпиталь, выздоровление. Здесь я встретился с моей будущей женой. Она была операционной сестрой отдала мне свою кровь для переливания, выходила меня.

Был приказ тов. Сталина: летчиков, которые не могут летать, направить в штабы. Я был направлен на станцию наведения. Был с пехотой, у меня была радиостанция. На подходе к цели связывался со своими самолетами, наводил «Илы» на цель.

На нашу станцию (это было под Оршей) приехал командующий эскадрильей Михаил Михайлович Громов - прославленный летчик, участник спасения челюскинцев, перелеты через Арктику в Америку. Он три раза был у нас. И, наконец, я решил поговорить с ним, попросить разрешения летать. С трудом уговорил его. Он разрешил попробовать. Мне дали новый самолет, и я стал переделывать управление самолета. Начал тренироваться, три дня отрабатывал координацию, но ничего не получалось.

Пришлось отказаться от этой идеи. В наших мастерских изготовили ручку для переключения газа, но ничего не получалось. И тогда решил сделать специальный протез на плече, от него шла трубочка на сектор газа (это приспособление находится в Брянском краеведческом музее, копия - в Поныревском музее имени маршала Рокоссовского).

Начал летать. И так летал, пока наши не взяли Ростенбург. Война шла к концу, и меня перевели в штаб начальником политотдела. Скоро закончилась война. Два года еще служил.

Боевые дела, которые я пережил, заслуга всего советского народа, всей Армии. Вооруженных Сил, людей тыла, которые отказывали себе во всем, но изготавливали оружие. Одно время я был перегонщиком самолетов в маршевые полки. В Арзамасе мы приходили в цеха, где делали самолеты. И мы удивлялись, что операции, все детали, кроме самых сложных, делали 15-16-летние мальчишки. И справлялись с этой труднейшей работой».

- Наши знаменитые земляки. - Щекино, 2003. - С.97-99.

zvezdochka

- Варфоломеев В. «Хочу и буду летать» / В.Варфоломеев // Коммунар. - 1982. - 25 апр.

- Гридчин В. Преодолевшие невозможное / В.Гридчин // Тульская правда. - 2005. - 16 июня. - С.4.

ПРЕОДОЛЕВШИЕ НЕВОЗМОЖНОЕ

Однажды у генерал-полковника авиации М.М.Громова спросили, почему он не пишет книгу о своей героической жизни. На это Михаил Михайлович ответил так: «А что в ней героического? Я прожил ее вполсилы. Героизм для меня - в преодолении невозможного. Я знаю такого человека, который жил и живет по сей день по закону невозможного - это Иван Антонович Леонов…»

Кто же он, заслуживший столь высокую оценку прославленного военного летчика, человек преодолевший невозможное, и в чем заключалось его героическое преодоление?

Бывший летчик-истребитель И.А.Леонов родился 1 февраля 1923 года на Орловщине тринадцатым по счету ребенком в крестьянской семье. После окончания семилетки он поступил в железнодорожное училище в Брянске на помощника машиниста, одновременно записавшись в аэроклуб ОСОВИАХИМа. Трудовую деятельность начал на заводе «Красный Профинтер» в военном цехе по выпуску бронепоездов.

Наступил апрель 1940 года. Леонов, успешно окончив аэроклуб, был направлен в Армавирскую истребительную школу летчиков, где осваивал полеты на истребителе И-16, переучивался на более современный ЛА-5.

Воевать ему пришлось под Москвой, Тулой, на Орловско-Курской дуге. Закончил войну в звании старшего лейтенанта в 900-м Оршанском истребительном полку 1-й воздушной армии. В 1946 году после окончания военной службы работал директором ремесленного училища, преподавал автодело в школе ДОСААФ в г.Щекино, трудился в Тульском техникуме транспортного строительства лаборантом и преподавателем.

В 1992г. Иван Антонович ушел на заслуженный, как говорится, отдых. По сей день коллектив и руководство техникума (ныне колледж) его считают своим, ну а многие жители города-героя с гордостью величают бывшего летчика-фронтовика тульским Маресьевым.

Вот и опять в адрес одного и того же человека звучит высочайшая оценка. В ней же, как и в отзыве генерал-полковника авиации М.М.Громова, нет никакого преувеличения, разве что неточность: А.П.Маресьев поднимал в воздух боевые самолеты без ног, И.А.Леонов - без рук. Получил тяжкое увечье Иван Антонович после ранения в одной из воздушных схваток. Встав на ноги после длительного лечения в госпиталях, он был призван негодным к летной работе, даже на легкомоторных самолетах. Да и о каких полетах может даже мечтать летчик, у которого полностью ампутирована левая рука в плечевом суставе?

Но Леонов не только мечтал о небе, лежа в госпитале, не только поставил себе цель вернуться в строй после излечения, но и настойчиво преодолевал невозможное. Перечитал множество технической литературы в поисках вариантов переоборудования самолетов различных типов и моделей, годных под его увечье. На машинах тех далеких лет левая рука пилота, в основном, управляла сектором газа (оборотами двигателя). Леонов, сообразуясь с этим, придумал несколько устройств, приспосабливая то себя к самолету, то самолет к себе. Конструируя и совершенствуя механизмы, мучил себя главным - кто разрешит переоборудовать самолет, тем более летать на нем?

Иван Антонович лично обратился к командующему 1-й воздушной армии Герою Советского Союз М.М.Громову, чей авторитет в авиации был непререкаемым. Он-то и помог преодолеть самое главное препятствие.

В 2003 году издательством Тульского областного комитета по печати, информации и телерадиовещанию была выпущена книга И.А.Леонова. На 495-ти страницах собраны материалы, написанные на основе реальных событий, пережитых автором и его однополчанами по 16-й воздушной армии в годы войны. Мемуары Ивана Антоновича - это, можно сказать, очередной взлет в высоту. Его рассказы о войне и послевоенном участии в восстановлении народного хозяйства свидетельствуют о том, что он по-прежнему не теряет волю к жизни, силу духа, мужество, что, с доблестью прожив и военные, и послевоенные годы, будучи инвалидом, не ощутил себя калекой, достойно продолжил жизнь. Он - настоящий пример для подражания, а его увлекательная автобиографическая повесть - школа воспитания для молодежи. В войну Леонов с одной рукой участвовал в воздушных боях, совершив 110 боевых вылётов и сбив 6 вражеских самолетов лично и два в группе, в послевоенные годы освоил езду на мотоцикле, участвовал в мотосоревнованиях, занимая призовые места в масштабе области; управляет всеми видами и марками автомобилей. Вместе с женой, бывшей фронтовой медсестрой, Иван Антонович усыновил и воспитал пятерых детей-сирот, помимо двух своих. В период работы директором в трех детских домах он дал путевку в жизнь многим воспитанникам (их около 15 тысяч), отцы которых погибли на фронтах Великой Отечественной войны.

В настоящее время И.А.Леонов ведет большую общественную работу. Он часто выступает по радио, телевидению, в школах, в высших учебных заведениях, в организациях областного РОСТО-ДОСААФ.

Ивану Антоновичу присуждено высокое звание Героя России. Он также награжден тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени и многими медалями.

Василий Гридчин, ветеран войны.

Тульская правда. - 2005. - 16 июня. - С.4.

zvezdochka

- Жарков В. Он бил фашистов одной правой… / В.Жарков // Чудеса и приключения. - 2005. - №6. - С.4-5.

- Живая легенда страны // Щекинский вестник. - 2016. - 7 июля. - С.1,13.

В Щёкинской школе ДОСААФ открыли памятную доску человеку-легенде, боевому лётчику, Герою России Ивану Антоновичу Леонову.

В городе Щёкино торжественно открыли памятную доску в честь Героя России, военного лётчика Ивана Леонова. В восьмидесятые годы прошлого века Иван Антонович без малого шесть лет преподавал в Щёкинской автошколе ДОСААФ, готовил водителей для Совеской Армии. Бывший фронтовой лётчик подготовил сотни военных водителей, им он передавал свои знания и любовь к автоделу. В память о заслугах Ивана Леонова и годах, проведённых им на щёкинской земле, было решено установить памятную доску на здании автошколы ДОСААФ.

Иван Антонович приехал в Щёкино вместе с женой Ниной Николаевной. Его встречали ветераны Вооружённых Сил, курсанты автошколы, жители города. Цветы Герою России вручила депутат Тульской областной Думы Наталия Пилюс. Растроганный ветеран увидел учебный корпус, где преподавал почти сорок лет тому назад. Здесь мало что изменилось - строевой плац, учебный автодром, боксы для техники. Правда, в учебных классах добавилось наглядных пособий, появились современные технические средства обучения.

Иван Антонович охотно делится воспоминаниями о войне, о том, как работал в Щёкино. У него прекрасная память - ветеран называет десятки имён коллег, боевых товарищей, с юмором вспоминает эпизоды своей богатой событиями жизни.

Тем временем приехали юные гости из города-героя Тула - учащиеся средней школы № 70, которой присвоено имя Ивана Антоновича Леонова.

В последние годы Герой России нечасто бывает в школе, потому мальчишки и девчонки во все глаза смотрят на человека-легенду.

Организаторы торжественного митинга решили открыть памятную доску на здании Щёкинской автошколы ДОСААФ в день начала битвы на Курской дуге. 5 июля 1943 года развернулось это сражение, ставшее пере-ломным в ходе Второй мировой войны. Двадцатилетний лётчик 192-го истребительного авиаполка Иван Леонов сражался в небе над Курском и Орлом. За плечами молодого советского аса уже были победы в воздухе - он сбил пять немецких самолётов. Совершил 50 боевых вылетов.

О жесточайших боях в небе Курской дуги написано немало: именно там советские лётчики поставили крест на господстве в воздухе немецких асов. Над Орлом свой боевой счёт пополнил и лейтенант Иван Леонов: в июле 1943 года сбил ещё двух немцев.

15 июля 1943 года они в паре со старшим лейтенантом Шестаком возвращались из аэроразведки в районе железной дороги на участке Орёл - Поныри. Над своей территорией они увидели два вражеских самолёта. И хотя разведчикам запрещено ввязываться в бой, командир эскадри¬льи Шестак скомандовал: «Атакуем!».

Атака была успешной - один «немец» сбит. Внезапно из-за туч вылетели ещё четыре вражеских самолёта. Бой был неравным, и Леонов, стремясь уйти от берущих его самолёт в «клещи» «фокке вульфов», выделывал в небе различные фигуры высшего пилотажа. Но четыре против одного - это слишком много, и на очередном вираже лётчик почувствовал, что левая рука перестала его слушаться. Она повисла как плеть, а кровь залила сиденье пилота. В тот же момент Иван понял, что ранен не только он: его боевая машина загорелась от пулемётной очереди противника, пущенной в упор. Объятый пламенем и неуправляемый «Ла-5» свалился в штопор. Иван Леонов, теряя сознание, покинул горящий самолёт. Раненого красноармейца, спускающегося на парашюте, обстреливали фашисты.

Иван Леонов приземлился на нейтральной полосе между нашими и немецкими позициями. Вспоминает, что его, тяжелораненого, бойцы под огнём вынесли. От нестерпимой боли он то кричал, то впадал в забытьё. В дивизионном госпитале врачи определили, что вражеский снаряд раздробил ему плечевой сустав. Военные медики спасли отважному лётчику жизнь, но левую руку по плечо пришлось ампутировать.

«Я себе поставил единственную цель - вернуться в боевой строй лётчиков, снова занять место в кабине боевого самолёта».

И отважный боец добился своего несмотря на категорические запреты военных врачей.

Мало кто знает о таких фактах биографии героя: когда госпитальная комиссия приняла решение комиссовать, он упросил не отправлять документы по месту призыва, а через своего лечащего врача добился встречи в главном штабе ВВС в Москве с работниками кадровых органов. Кадровики направили его в один из авиаполков в качестве офицера наведения.

К тому времени появились уже наши отечественные радиолокационные комплексы, и Иван Антонович какое-то время занимался этой работой.

В один из дней в полк прилетел командующий 1-й воздушной армией генерал-полковник Михаил Громов. Иван Леонов обратился к нему: «Товарищ командующий, я хочу вернуться в семью летчиков». Генерал с удивлением: «Сынок, как же ты будешь? У тебя же руки нет».

«Вы только примите решение, разрешите, а я потом докажу!» - был ответ. Герой Советского Союза Громов так пишет об этом в своих мемуарах: «Когда я увидел глаза этого юноши, понял – это человек, который добьется поставленной цели». Генерал отдал приказ, и Леонова перевели в Управление 1-й воздушной армии в качестве летчика самолета связи. В полку его встретили с недоверием, дали старый «ПО-2», механика и время на подготовку.

Иван Леонов вскоре смастерил протез собственной конструкции и поднял старый «ПО-2» в небо. Так и совершил 52 боевых вылета после возвращения в строй.

Войну старший лейтенант Леонов закончил с тремя орденами Боевого Красного Знамени.

Именно Михаил Михайлович Громов, вернувший летчика в небо, назвал его «человеком-легендой».

Интересно, что звание Героя Советского Союза Леонову было присвоено еще во время войны, но больше чем полвека наградные документы пылились в архивах Министерства обороны с резолюцией «Награда не вручена в связи со смертью в госпитале…» Лишь 16 января 1995года Президент России подписал Указ о присвоении Леонову звания Герой России.

В Книгу рекордов Гиннесса занесено имя Героя России Ивана Леонова, который признан единственным в мире пилотом, летавшим на боевом самолете с ампутированной рукой. В 2007 году решением регионального фонда имени Алексея Маресьева ему присвоено почетное звание «Настоящий человек». Он – почетный гражданин города-героя Тулы.

После демобилизации легендарный летчик вернулся в родные места, работал в системе профтехобразования и увлекся мотоциклетным спортом. Он не раз занимал призовые места на чемпионатах области по мотокроссу, а позднее стал судьей республиканской категории по этому виду спорта. Затем более 15 лет работал в ДОСААФ (в том числе и в городе Щекино) преподавателем правил дорожного движения и устройства автомобиля.

Инициаторами установки доски в Щекинской автошколе стали Полковник запаса, член Щекинского совета ветеранов Василий Васильевич Ковика и районная организация ДОСААФ.

Депутат Тульской областной Думы, член Фракции «Единая Россия» Наталия Пилюс знакома с Героем России Иваном Леоновым много лет. Она выразила сердечную благодарность инициаторам установки памятной доски.

«Я горжусь тем, что жизнь когда-то свела меня с этим удивительным человеком. Иван Антонович – пример неиссякаемого оптимизма. Это настоящий герой, поэт, писатель и просто прекрасный человек. Он совершал подвиги ми во время войны и в мирной жизни. Воспитал семерых детей! Любовь к Родине, стремление сделать мир вокруг лучше, быть полезным привели Ивана Антоновича в Щекинский район, где он учил молодых ребят вождению. Мы хотим, чтобы люби знали тех, кто трудится на благо нашего района. Благодаря таким людям, наша страна сильная и единая – сказала Наталия Николаевна.

Приветствуя участников митинга, Иван Антонович заметно волновался: «Спасибо за память и заботу о нас, ветеранах. Щекинский район для меня - второй дом. Я счастлив побывать здесь спустя много лет».

Памятную доску на здании Щекинской автошколы ДОСААФ открыли ветераны Вооруженныз Сил Василий Ковика, Иван Корнилов и Геннадий Абрамсон.

Учащиеся средней школы № 70, которая носит имя Героя, рассказали о боевом пути летчика, школьных традициях. Затем вручили Иванк Антоновичу цветы и сфотографировались с ним.

Кстати

Иван Леонов воспитал двух своих дочерей и ещё пятерых приёмных детей, родители которых погибли на войне. Об уникальной судьбе Леонова написано много статей, снято три документальных фильма, с его участием созданы телеви¬зионные программы. Именем Ивана Леонова названы:

► одна из улиц города Орла;

► один из переулков в Пекине (КНР).

Иван Антонович является членом Союза писателей. Его перу принадлежат книга «Назван человеком из легенды» (1998 -1999) и сборник «Поэмы и стихи» (1999). Его книги широко известны за рубежом. К примеру, «Назван человеком из легенды» издана в Китае самым большим тиражом в истории страны.

zvezdochka

Максимова В. Высота Ивана Леонова: Рассказ о беспримерном мужестве летчика, вернувшего себе небо / В.Максимова // Знамя коммунизма. - 1983. - 1 февр.

ВЫСОТА
Ивана Леонова

РАССКАЗ О БЕСПРИМЕРНОМ МУЖЕСТВЕ
ЛЕТЧИКА, ВЕРНУВШЕГО СЕБЕ НЕБО

Сегодня, первого февраля, Ивану Антоновичу Леонову исполняется шестьдесят лет, хотя этому трудно поверить. Легкая пружинистая походка, военная выправка, волевое открытое лицо. Вот только левая рука в черной перчатке неподвижно висит вдоль туловища. Каждое утро в урочный час этот высокий кареглазый человек выходит из дома на улице Ясной и шагает в сторону стадиона - там, в автомотоклубе ДОСААФ, Иван Антонович преподает - готовит щекинских парнишек к воинской службе. В особо торжественные дни он появляется в классе с тремя орденами Красного Знамени и рядом медалей на груди. И зачарованно смотрят на преподавателя будущие водители, танкисты, мотористы. Всматриваясь в знаки воинской отваги, кто из них в этот момент не завидует такой судьбе, кто не хочет вырасти похожим на него, обыкновенного в общем-то человека с необыкновенной судьбой, подтверждающей еще раз, что нет предела силе духа, мужеству советского человека.

…Иван Антонович принадлежит к поколению, воспитанному на подвигах Чкалова, челюскинцев, папанинцев, к поколению, - дерзновенно штурмовавшему звездные высоты. Путь в авиацию для Ивана Леонова был таким же, как и для тысяч юношей предвоенных лет. Шестнадцатилетний паренек с Брянского машиностроительного записался в аэроклуб, потом - школа военных пилотов в Армавире, потом… - война. В сорок первом ему было всего восемнадцать.

- Участвовал в воздушных боях под Москвой, был истребителем, летал в разведку. Потом тот памятный бой в дни Орловской битвы, - вспоминает Иван Антонович.

О том самом памятном дне 15 июля 1943 года рассказывается в наградном листе.

«Выполняя задание по прикрытию своих войск в районе Поныри-Малоархаигельск, командир группы старший лейтенант Шестак из-за облаков был атакован четырьмя ФВ-190. Тов. Леонов принял удар на себя. Спасая жизнь командира, в упор сбивает «фоккевульф». В это время подвергается атаке сам другим вражеским самолетом. Самолет Леонова загорелся, пилот получил тяжелое ранение в плечевой сустав. Товарищ Леонов достоин высокой правительственной награды - ордена Красного Знамени».

Наградный лист - не беллетристика. Но даже читая эти лаконичные, суровые строки, можно представить себе то, что Иван Антонович называет своей работой на фронте, то, что на самом деле было подвигом. Леонов был одним из тех, кто воспринял суворовскую формулу «Сам погибай, а товарища выручай» как закон. Не надо забывать, что тогда ему было всего 20.

Подвигом было то, что произошло с ним потом. Мужество, сила воли и… хирургическая сестра, москвичка Нина Фролова, ставшая потом Леоновой, помогли ему выстоять в критические дни после ампутации руки.

Казалось, и речи не могло быть о возвращении в строй. Но, набрав немного сил, летчик вновь заговорил о небе, о полетах. Возвратиться в строй ему помог командующий армией, участник исторического беспосадочного перелета из Москвы в Америку, генерал М.М.Громов. Помогали, поддерживали люди, ставшие друзьями, - пилоты, инженеры полевой авиаремонтной мастерской, сконструировавшие для него особый протез, некое подобие руки. И снова стала доступна для Ивана Леонова звездная высота. Возил на П0-2 в полки документы, почту, задания, летал к партизанам… Сто десять боевых вылетов, шесть сбитых самолетов противника на счету у И.А.Леонова. Большинство вылетов он совершил, управляя самолетом с помощью ног.

Теперь это умение пригодилось ему при вождении автомобиля. Умеет играть на пианино и баяне. Когда большая семья Леоновых собирается вместе, начинается выступление семейного ансамбля, где есть музыканты, певцы, танцоры. На пианино играет младшая Нина, которая заканчивает школу. Старшая дочь Леоновых - Аня - работает на «Атоммаше». Вышли «в люди» приемные дети Ивана Антоновича и Нины Васильевны - Ваня, два Миши, Неля.

Все они обрели в дружной семье Леоновых родительское тепло и ласку, то, чего лишила их война. О том, как росли, воспитывались здесь дети, рассказывается в документальном телефильме «Большая семья», снятом Центральным телевидением. Не забывают дети своих родителей, вот и теперь, съехались на празднование юбилея отца.

Тянулись дети - свои и чужие к Ивану Антоновичу. Все послевоенные годы связаны у него с воспитанием молодежи. Был директором ремесленного училища, в котором учились дети погибших фронтовиков, преподавал в Брянском автомотоклубе, теперь - в Щекинском. Забота о подрастающем поколении - это память о прошлом, долг погибшим товарищам - скольких детей осиротила война.

- А еще забота о молодых - это забота о будущем, говорит Иван Антонович. - Мы, старшее поколение, должны передать страну в надежные руки.

Не устаёт ветеран выступать в школах, рассказывает юным о своем боевом прошлом, о подвигах своих товарищей, совершенных не ради славы, ради жизни на земле.

Ему непременно надо, чтобы каждый из юных граждан понимал, какою ценою завоевано счастье, чтобы каждый соизмерял свою жизнь и поступки с жизнью и подвигами его поколения.

В. МАКСИМОВА.

- Знамя коммунизма. - 1983. - 1 февр.

zvezdochka

- Панов Ф. Верю в чистое небо: Док.повесть / Ф.Панов // Мол.коммунар. - 1983. - 30 апр., 5,7,12,14,17,19,22,24 мая.

- Скаредное Г. И продолжается полет / Г.Скареднов // Знамя коммунизма. - 1984. - 17 нояб.

И ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПОЛЕТ

Вероятно, многие щекинцы по публикациям в «Знамени коммунизма», а также в центральных газетах знают о необычайной судьбе мужественного летчика, ветерана войны Ивана Антоновича Леонова, живущего сейчас в нашем городе. Напомним, что, лишившись в бою руки, он продолжал летать и сражаться с фашистами. Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей еще один очерк об И.А.Леонове и его фронтовом друге Н.Н.Романове. А написал его журналист из г.Ельца Геннадий Скареднов, по инициативе которого состоялась описанная встреча друзей-ветеранов в Одессе.

В ТОТ сентябрьский солнечный день присутствующие в Одесском аэропорту были свидетелями встречи двух мужчин. Они стояли обнявшись: один высокий, плотный, другой по-юношески стройный, подтянутый, с пышной шевелюрой седых волос. По широким прямоугольникам планок с орденскими лентами и необычайному волнению мужчин можно было судить, что после долгой разлуки встретились давние фронтовые друзья.

Один из них - житель города Щекино, бывший летчик-истребитель Иван Антонович Леонов - человек необычной судьбы. Это единственный в мире пилот, который летал с одной правой рукой - левая по плечо была потеряна в воздушном бою над Курской дугой в июле 1943 года. Он вернулся в небо и громил врага до Победы.

Второй - тоже бывший летчик-истребитель капитан Николай Николаевич Романов, который, будучи дважды списан с летной работы, все же возвращался в кабину самолета и продолжал вносить свой посильный вклад в нашу общую Победу. Это он не побоялся ответственности и способствовал второму рождению лейтенанта Леонова как боевого летчика.

ОНИ расстались в июле 1944 года, когда лейтенант Леонов был направлен в госпиталь, а по выздоровлении, вернувшись в родную эскадрилью, уже не застал там командира. Капитал Романов, получив очередное воинское звание, отбыл к месту нового назначения, принял командование полком. Прошло сорок лет, и вот боевые друзья стоят рядом. Этой встрече предшествовала такая история.

В конце мая нынешнего года в газете «Вечерняя Одесса» появился очерк «Наш Маресьев», где были такие слова: «А уже назавтра лейтенант Леонов представлялся капитану Романову, командиру 33-й отделы ной эскадрильи связи, обслуживающий штаб 1-й воздушной армии, которой командовал прославленный летчик чкаловской плеяды, Герой Советского Союза генерал М.М.Громов».

Под вечер в редакции раздался звонок. На том конце провода сказали:

- Капитанов Романовых могло быть много, но если речь идет о командире 33-й отдельной эскадрильи связи, то это, несомненно, я.

Он пришел в редакцию. Ему дали адрес автора и бывшего подчиненного. Мы списались. В конце концов, договорились о встрече. И вот она состоялась.

Своеобразен разговор давно не видевшихся людей - обрывочный, перескакивающий через годы, от одного события к другому. И только много позднее, когда утихнут волнения первой встречи и сказано будет достаточно много, из всего этого можно представить полную картину.

В РАЗГОВОРЕ, поступках Ивана Антоновича чувствуется уважительная почтительность к своему бывшему командиру. Святое фронтовое братство, скрепленное кровью, не предает забвенью грань между старшими и младшими. И все-таки оно несколько стирается временем. Но уважение к командиру определяется не числом и величиной звезд на его фронтовых погонах, а уважением, которым он пользовался у подчиненных еще тогда, в те далекие годы. Этот критерий - главный. Со временем разговор однополчан лег в более спокойное русло: стало возможным проследить их жизненный путь, оценить совершенное ими.

У них очень много общего, схож пройденный путь. Оба сироты. Иван Антонович - 13-й ребенок в семье, Николай Николаевич восьмой. Оба закончили школу фабрично-заводского обучения, получили специальность слесаря, работа, на заводе. Оба стали летчиками.

Сержант Леонов служил в 22-м истребительном авиационном полку, в составе которого Николай Николаевич сбил первый вражеский самолет. Это было в Монгольской Народной Республике во время событий на Халхин-Голе.

Как Иван Антонович потерял руку, читатели «Знаменки» знают. Хочется рассказать, как первый раз был списан с летной работы Николай Николаевич Романов.

Это случилось за два дня до заключения перемирия между СССР и Финляндией 10 марта 1940 года. К этому времени старший лейтенант успел сбить два вражеских самолета: истребитель и бомбардировщик.

В том вылете в самолет попал зенитный снаряд. Пилот сумел посадить израненную машину на лед Финского залива и спасти дорогостоящую технику. Собрав остаток сил, выпал из кабины. Раненые ноги не слушались. Начал оказывать себе первую медицинскую помощь. Чувствовал, что от большой потери крови уходят силы. В это время увидел большую группу лыжников в белых маскировочных халатах, направляющихся в его сторону.

Кто они? Свои или чужие? Он вынул из кобуры пистолет и положил его на грудь под куртку, чтобы не замерзла смазка. В обойме восемь патронов семь врагам, один себе - так решил он. Время тянулось страшно медленно. Боялся потерять сознание до того, как определит, кто приближается к нему. Вот группа подходит на расстояние выстрела. Он вынул пистолет и поудобней залег за стойкой шасси. Впереди идущий, видя его приготовления, откинул капюшон и крикнул:

- Брось дурить. Свои мы.

Очнулся в одном из ленинградских госпиталей. Ранение оказалось серьезным. Несколько месяцев заново учился ходить. После излечения медицинская комиссия дала заключение - к летной работе не годен.

Начало Великой Отечественной войны он встретил в должности начальника штаба эскадрильи. Но не мог смотреть с земли, как его боевые товарищи бьют врага в небесах. И опять вернулся в кабину самолета, больше того, вскоре становится командиром эскадрильи, В конце 1942 года его «ЛАП-3» сбили при возвращении домой nocлe фотографирования немецкого аэродрома между Брянском и Вязьмой, в Шайковке. И опять поднялся на ноги солдат и опять вернулся в авиацию, пусть даже легко-моторную. Но он летал, он опять громил врага. Грозной силой были их славные «кукурузники» - «ПО-2». И фашисты считались с ней. Недаром каждый из них, сбивший «русфанер», представлялся к железному кресту. «Небесные тихоходы» обеспечивали связь между полками армии, летали к партизанам, выполняли различные задания.

СЕЙЧАС Николай Николаевич рассказывает, что его предупредили о прибытии в эскадрилью лейтенанта Леонова. Накануне он был срочно вызван к командующему армией. Изрядно переволновался, строя догадки о причине вызова. И только в ходе беседы все стало на свои места.

А Иван Антонович рассказывает о недавней встрече со своим бывшим командующим армией. Михаил Михайлович Громов рассказал и припомнил такие подробности их первой беседы, которые уже запамятовал сам Иван Антонович.

Воспоминания, воспоминания о боевых друзьях.

Редеют ряды ветеранов. Все меньше их приезжает на подобные встречи. И каждая из них становится все дороже и дороже, как свидание с далекой фронтовой юностью, которая на долгие времена, навсегда осталась в сердце каждого из них. И умрет только вместе с ними.

Быстро пролетели дни встречи. Ветераны побывали в гостях у курсантов автошколы ДОСААФ, где работает Николай Николаевич, у учащихся одесской средней школы №90, встретились с журналистами газеты «Вечерняя Одесса». И везде им был оказан теплый прием.

Они прожили большую, яркую, насыщенную интересными событиями жизнь, У них есть дети и внуки. За их плечами трудные дороги и славные дела во имя счастья на земле, ради будущих поколений. Они не жалели себя ради будущего счастья. И продолжается их полет жизнь.

Они идут по улице, и люди оглядываются им вслед. Сверкающей кольчугой орденов и медалей закрыта грудь каждого. Мальчишки с восторгом смотрят на них, как на сказочных богатырей, как на живую легенду.

Г. СКАРЕДНОВ.

Знамя коммунизма. - 1984. - 17 нояб.

zvezdochka

- Человек из легенды / Пресс-служба Адм.Тульской обл. // Щекинский вестник. - 2008. - 23 февр. - С.11.

 kniga