Щекинская Межпоселенческая центральная библиотека

Итоги акции «Читаем детям»

В мае 2011 года Щекинская детская библиотека №1 проводила акцию «Читаем детям». Акция проходила в детских садах №№ 2, 6, 15, 27, 28, 29, 32, начальной школе-саду №22. Родителей дошкольников попросили ответить на вопросы анкеты «Мой ребенок – читатель».

Было заполнено 83 анкеты.

Анкеты показали, что в большинстве семей (77%) чтение считают досугом, 41% – нормой, 15 % – традицией. Только в одной анкете при ответе на этот вопрос было отмечено, что чтение – это обязанность.

Очень отрадно, что родители начинают очень рано, еще с дошкольного возраста, читать вслух своим детям. Большинство родителей ответили, что начали это делать с 1-2 лет (58%). А некоторые ответили даже «во время беременности».

Судя по ответам родителей, ни один ребенок не остается равнодушным к чтению вслух. Дети реагируют очень эмоционально и даже «с восхищением», внимательно слушают, задают много вопросов, просят почитать еще.

 

Подавляющее большинство родителей отмечают, что дети любят возвращаться к уже прочитанным книгам, просят их перечитать, рассматривают иллюстрации, рисуют и лепят героев.

Радует тот факт, что родители понимают воспитательную силу книг и поэтому стараются как можно больше общаться с детьми по поводу прочитанного, используя для этого разные формы общения: совместные обсуждения (42%), беседы (11%), пересказы (21%). Но еще очень мало родителей, которые играют с детьми, используя сюжеты прочитанных книг, а это очень важная функция приобщения детей к чтению.

Просят почитать книги вслух 58% детей, подавляющее большинство. Как правило, это чтение «на ночь».

Но, к сожалению, ритмы нашей жизни не всегда позволяют родителям найти время для чтения ребенку. 15% опрошенных ответили, что не всегда они могут выделить свободное время для совместного чтения, хотя и стараются.

Любят дети самые разнообразные книги: повести, рассказы, стихи, книги о животных. Но, конечно, для детей дошкольного возраста самыми привлекательными были и остаются сказки – 75%. Также велико количество детей, которых привлекают книги познавательного характера – 46%.

Очень много хороших книг было названо при ответе на вопрос о любимой детской книге родителей и их детей. 58 авторов и названий книг нашли здесь свое отражение. Эти книги – золотой фонд нашей литературы, замечательная детская классика: Чуковский, Маршак, Барто, Носов, Драгунский, Сутеев, Бианки, Пушкин, Михалков, Андерсен, братья Гримм, Линдгрен, Кэрролл, Лондон и, конечно, сказки, сказки, сказки. Можно очень долго перечислять этих авторов, но все ответы говорят об одном – хорошая книга навсегда остается в памяти взрослых людей, заставляя их с любовью и нежностью вспоминать свои детские годы, а это залог того, что и своим детям они постараются привить любовь к чтению, и обязательно почитают им те же книги, которыми они восхищались в детстве.

Очень разные ответы были получены на вопрос анкеты о роли детской библиотеки в воспитании читателей-детей. На первое место большинство родителей поставили воспитательную (37%) и образовательную (29%) роль детской библиотеки. Были отмечены как очень важные такие функции детской библиотеки, как помощь в выборе книг, развитие умения ориентироваться в большом количестве литературы, воспитание интереса к книгам и чтению, развитие речи и памяти ребенка, расширение кругозора, возможность читать те книги, которых нет в домашней библиотеке и в продаже.

Очень многие отметили важную роль детской библиотеки в духовно-нравственном воспитании детей (17%). Родители дошкольников считают детскую библиотеку местом, где воспитывается доброта, где в ребенка закладывается понятие добра и зла. По их мнению, именно в книгах содержится ответ на вопрос «что такое хорошо и что такое плохо» и что именно библиотека может оказать семье помощь в становлении ребенка как личности.

И как бы своеобразным итогом ответов на данный вопрос можно привести слова из анкет: «Книга – лучший воспитатель» и «Книга – это жизнь».

Итак, данная акция показала, что книги по-прежнему считаются одной из самых действенных и доступных форм воспитания подрастающего поколения. Родители стараются привить своим детям любовь к чтению, понимая, что без этого их дети не получат не только духовно-эмоционального развития, но и не сумеют воспользоваться огромным объемом информации по самым различным темам современных отраслей знаний.

А детские библиотеки, по мнению родителей, по-прежнему остаются самым настоящим «миром знаний», помогающим детям стать ярче, интереснее и духовно богаче.